Русь без границ

Их нравы

Что такое культура Смерти?

Термин «культура Смерти» в последнее время стал все чаще встречаться в статьях и высказываниях. Это произошло сначала в среде католических священнослужителей, а позднее и в более широких кругах западного общества. Однако, в русский язык это словосочетание еще практически не проникло и его смысловая и эмоциональная составляющие не всегда понятны для русскоязычной аудитории. В связи с этим мы хотим немного приподнять завесу, скрывающую суть этого явления.

 

Откуда берет свое начало термин «культура Смерти»?

 

Само по себе это словосочетание впервые вошло в употребление после того, как Папа Римский Иоанн Павел II несколько раз упомянул его в послании Evangelium Vitae, которое считается одним из актуальнейших и влиятельнейших трудов, написанных им во время пребывания во главе Католической церкви. Evangelium Vitae переводится с латыни как «Евангелие жизни». В этом послании Иоанн Павел II написал о истинной ценности каждой человеческой жизни, которую необходимо принимать и любить с момента зачатия до момента естественной смерти.

Приведем цитату из этого замечательного труда: «Это положение, со своими светотенями, должно дать нам полное осознание того, что мы наблюдаем невероятное и драматическое столкновение добра и зла, смерти и жизни, „культуры Смерти“ и „культуры Жизни“. Мы не только „сталкиваемся“, но и неизбежно находимся „посреди“ этого конфликта: мы все вовлечены и мы все имеем свою часть в нем, причем наша неотъемлемая ответственность состоит в том, чтобы выбирать, безусловно, сторону жизни».

Возможно, что Иоанн Павел II вывел формулировки «культура Жизни» и «культура Смерти» из Дидахе — Учения двенадцати апостолов, церковного текста, написанного в первом или втором веке существования христианства. Дидахе содержит фразы «путь Жизни» и «путь Смерти».

 

Что означает фраза «культура Смерти»?

 

«Культура Смерти» представляет собой очень обширный термин, который описывает злое поведение индивидуума и общества. Однако, он распространяется не только на злые деяния. В своем глубоком смысле, этот термин описывает склонность нашей культуры ко греху и смерти. Наша культура не только разрешает, но и продвигает аборты, эвтаназию, убийство, месть, самоубийство (при внешнем содействии и без него), войны, смертную казнь, контрацепцию, клонирование, стерилизацию человека, исследование над эмбриональными стволовыми клетками и самим плодом, экстракорпоральное оплодотворение, гомосексуальность, беспорядочные половые связи, супружескую неверность и разводы... 

Эти тенденции ведут к разрушению жизни и ее естественных источников. Они обесценивают человеческую жизнь и ведут к стремительному росту разных видов пороков. Когда мы не ценим человеческую жизнь, мы перестаем ценить людей. Это ведет нас ко греху, потому что мы вредим себе и другим, поскольку не видим образа Божьего в других людях.

Вот что говорится в Учении двенадцати апостолов о «пути Смерти»: «А путь смерти таков: прежде всего, это зло и проклятье: убийства, прелюбодеяния, воровство, идолопоклонство, волшебство, колдовство, грабежи, лжесвидетельства, лицемерие, неискренность, обман, высокомерие, развращенность, произвол, жадность, непристойная речь, зависть, самонадеянность, надменность, хвастовство, преследование добра, ненависть к истине, любовь ко лжи, незнание награды за праведность, не стремление к добру и праведному суждению, сохранение злого, нежели доброго, отдаление от кротости и долготерпения, любовь к тщеславию, стремление к мести, отсутствие жалости к бедным, невнимание к страждущим, незнание Того, Кто сотворил всех, убийство детей, уничтожение творения рук Божьих…. Всего этого, дети, отстраняйтесь».

Кардинал Кормак Мерфи-О’Коннор также повторил слова «Евангелия жизни», отметив, что без морали «сильные решают судьбу слабых», и «таким образом одни люди становятся инструментами других. Мы уже стоим на этом пути: потому что как еще определить прекращение шести миллионов жизней во чреве матери, с тех пор, как был узаконен Акт об абортах и стал проводится отбор эмбрионов на основе пола и генов?».

 

Защитники «культуры жизни» утверждают, что «культура смерти» отражается в политических, экономических или евгенических убийствах. Они обращают внимание общественности на различные  исторические события, такие как "Больщая чистка" в СССР, и "Холокост" у нацистов, как на примеры обесценивания человеческой жизни, взятой в своем крайнем проявлении. В США термин «культура смерти» используется сторонниками движения pro-life (англ.: за жизнь) как характеристика легализации абортов и эвтаназии.  Сторонники этого движения иногда сравнивают своих оппонентов с нацистскими преступниками имевщими аналогичное пренебрежительное отношение к человеческой жизни.

 

[* Некоторых неточности и опечатки, обнаруженные в статье, отредактированны ред. РБГ]